Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с инновационной техникой «body percussion».
Задачи: Ознакомить с элементами телесной перкуссии и возможностями их применения, Развивать творческие способности. Способствовать раскрепощению и самовыражению детей, Развивать интерес и стимулировать применение элементов телесной перкуссии в повседневной жизни.
Ход
мастер-класса
Слайд
1. Эпиграф.
Добрый
день уважаемые коллеги! Я рада встречи с вами и с удовольствием поделюсь своим
опытом.
Вся наша жизнь – это ритм.
Ритмическое
воспитание довольно хорошо поставлено в
нашей стране. В детском саду наряду с
развитием музыкальных способностей детей серьезное внимание уделяется
ритмическому воспитанию.
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей,
без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Слайд 2. Фото
Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто используются звучащие жесты (хлопки,
шлепки по коленям, притопы, щелчки), речевые упражнения, музицирование
на музыкальных инструментах.
Ритмическое воспитание не может быть только слуховым,
ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма
должно участвовать все наше тело.
Музыка тела доступна для всех с раннего возраста.
Ребенок, начиная с первого года своей жизни,
встречается с многочисленными формами ритмических действий и сам принимает
участие в них. Он шагает, прыгает, танцует, связывает игровые движения с
декламацией стихов, пением песен.
Задумываясь
над тем, как использовать накопленный жизненный опыт детей для развития
музыкально-ритмических движений, координации,
я стала изучать различные технологии, техники и методы.
В
ходе изучения я познакомилась с техникой, которая меня заинтересовала.
Слайд
3. Тема мастер-класса
Сегодня
я представляю вашему вниманию мастер-класс по теме «Развитие
музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста с
использованием ритмо-техники «Боди перкуссия»»
Название
техники состоит из 2 слов: боди и
перкуссия.
Скажите,
как переводится с английского слово
БОДИ? (тело)
Знаете
ли вы перевод слова ПЕРКУССИЯ? (лат. percussion - постукивание) “body percussion” (с лат. «звучащие жесты»)
Body
Percussion по-английски (дословный
перевод – «тело-барабан»).
Как
вы считаете, что представляет данная
техника? Это техника ритмической игры на собственном теле.
Бодиперкуссия
- искусство играть музыку без использования инструментов, в качестве
инструмента используется тело, а иногда
и голос.
Сегодня
перкуссию тела активно используют в музыкальном образовании. Именно со стука,
щелчков, хлопков и шлепков рекомендуется начинать изучение ритма. Такие занятия
развивают слух, ощущение такта и быстроту реакции.
Слайд 4. Орф
педагогика
Немецкий педагог и музыкант Карл Орф (1895-1982) в
результате музыкально-педагогической работы создал пособие
по музыкальному воспитанию “Шульверк”.
«Самым первым инструментом человека было и есть его
тело» - говорил Карл Орф.
К. Орф вводит 4 типа звучащих жестов (шаги, хлопки, щелчки, шлепки):
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми
ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по
груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по
коленям, по надутым щекам).
Звучащие жесты идеальны для начального этапа
ритмического обучения, так как всегда находятся «под
рукой».
Музыка тела
доступна для всех с раннего возраста. Первыми «музыкальными
инструментами» каждого человека становятся погремушки, барабаны и прочие
«шумелки». А также его собственное тело. Вспомним «ладушки» или игры с топотом
ножек. Получается, что с телесной перкуссией почти все познакомились еще в
самом раннем детстве. Какой инструмент будет более понятным, чем собственное
тело. Ритм — это начальный и фундаментальный элемент музыки. Ритм как
неотъемлемый музыкальный элемент достаточно сильно влияет на тело человека и
его эмоции.
Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность.
В современное время музыкальная перкуссия тела
– это искусство, объединяющее в себе мелодию, танец и пение.
Все же, перкуссия тела –
это коллективная музыка. И чем больше людей создает
звучащие жесты, тем интересней и впечатляюще получается.
Телесная
перкуссия нравится детям. Это прекрасный
развивающий инструмент, как для обычных деток, так и для особенных.
Научившись выражать
свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, дети получают
эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения. Технику боди перкуссия применяем на фронтальных,
комплексных, тематических, а также на доминантном занятие. С этой техникой
становятся интересными праздники и развлечения. На новогодний праздник дети
исполнили упражнение в технике бодиперкуссия на песню «Бубенцы» и зажигали елочку,
выполняя различные хлопки на песню «Раз, два, три елочка гори». Интересна детям
и музыкограмма, когда по определенной схеме дети выполняют звучащие жесты.
Слайд
5.
Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движения
тела.
Телесная
перкуссия действует в трех областях:
- на физическом уровне она стимулирует понимание
тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие,
имеет массажное воздействие;
- на уровне психики она улучшает концентрацию, память
и восприятие, когнитивные способности в целом;
- в социально-эмоциональной сфере она помогает
выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при
социальных взаимодействиях.
Слайд
6. Плюсами телесной перкуссии являются:
- Использование музыкального инструмента, который
есть у каждого, даже у людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
есть возможность заниматься телесной перкуссией;
- Инструмент, который не требует настройки, при
групповой работе не нужно выбирать инструменты в одном строе;
- Хорошо привлекает внимание детей
Что
дает телесная перкуссия при работе с группой:
- Возможность слышать себя и других (перекрестная
игра, синхронная работа)
- Уверенность в себе, снятие зажимов и стеснения,
- Снятие мышечных зажимов,
- Возможность самовыражения, и высказывания без
слов,
- Развитие социальных и коммуникативных навыков.
Практическая часть мастер класса. (15мин)
Итак, я и воспитанниками подготовительной к школе
группы, представим вам технику «body
percussion», которую используем на
занятиях в различных видах музыкальной деятельности.
Слайд 7. Дети входят под песню «Здравствуйте» и выполняют упражнение.
Слайд 8. Мы с вами слушали произведения Д.Д.Шостаковича из сборника «Танец кукол».
Какие произведения мы с вами слушали? (Вальс, Гавот ,Полька). Вальс, Гавот, Полька, что это? (Танцы). У
каждого танца есть свой размер. (двухдольный, трехдольный и четырехдольный)
Сегодня мы будем слушать, угадывать мелодию танца и отмечать его размер
звучащими жестами на поверхности своего тела.
Молодцы, очень хорошо. Сядем по удобнее, вспомним как
сидим при пении.
Если хочешь сидя петь –
Не садись ты как медведь.
Спинку выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей!
Слайд 9. ПЕСНЯ «Солнечные зайчики», а в проигрышах подыграем мелодию, Звучащими
жестами на поверхности своего тела.
Много танцев есть на свете,
И всегда их пляшут дети.
Раз, два. три, четыре, пять –
Слайд 10. «Бим, бам , бом» будем плясать!
Ну, ребята! Что стоите?
А играть вы не хотите?
Тогда друзья вы, не зевайте,
Берите стул и поиграйте!
А игры наши разные,
Ритмичные, да классные!
Слайд 11. Музыкально-ритмическая игра
«Подружись с ритмом»
Дорогие дети! Благодарю вас за участие в
мероприятии.
Мною были представлены основные виды
музыкальной деятельности: слушание, пение, упражнение, танец и игра, где была
использована инновационная техника «Body Percussion». На протяжение всей нашей
встрече я побуждала детей не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом,
ощутить его внутри себя и дети внимательно слушали и взаимодействовали в ансамбле через ритмические композиции.
Обучаясь технике Body percussion, дети открывают для себя
мир ритмики, осознаннее чувствуют ритм. У них улучшается качество музыкально -
ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм в сочетании с
координацией тела. Главные принципы системы – деятельность и творчество
помогают превратить занятие в увлекательную музыкально – ритмическую игру.
Считаю, что эта техника, безусловно, интересна и
продуктивна, т. к. позволяет сделать музыкальные занятия интересными и
динамичными.
Метод Body Percussion – это не просто
музыкальный метод, но, кроме того, и метод (когнитивной) стимуляции мозга для
развития внимания, памяти и концентрации.
Музыка тела хороша тем, что ее может освоить каждый. Руки и
ноги всегда при нас, а чувство ритма у человека врожденное. Более того, чаще
всего мы играем непроизвольно. Конечно, несколько самостоятельных удачных
звучащих жестов или громких движений под любимую мелодию еще не делают из нас
композиторов-постановщиков. Зато это отличный способ повеселится и сблизиться с
окружающими. Не даром перкуссия тела стала частью музыкальной терапии. Кроме
того, это отличный способ изучить собственные физические возможности и
самовыразиться. Приглашаю желающих взять стул и занять место в кругу.
Слайд 12. Моцарт «Турецкий
марш»
Разучить три композиции с хлопками аккомпанировать
пению.
Дарите музыку друг другу!
Пусть каждый день и каждый час,
Подобно радостному чуду,
Она звучит в сердцах у нас.

Комментариев нет:
Отправить комментарий