Музыка - это язык чувств, который ребенок осваивает значительно раньше разговорной речи. Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, дети получают представления о различных способах выражения чувств и мыслей. Имея общую с речью интонационную природу, музыкальный язык доступен ребенку уже в раннем детстве. В этот период, в зависимости от своего содержания, музыка действует на ребенка физиологически: успокаивает его или возбуждает.
Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души
ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных
качеств. Моя цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети
полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.
Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного
развития, но основным видом является
слушание музыки. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с
классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее,
духовно-нравственное развитие.
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно
– нравственному становлению человека на основе православной культуры,
фольклора.
Слушая народную, духовную музыку и
произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная
песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений,
осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа,
воспевание красоты родной природы. Цель занятий с детьми народной музыкой не
только познакомить с образцами фольклора, но и
привить любовь к ближнему, умение выразить свои чувства при
помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и творческих
навыков.
С раннего возраста, начиная со
второй группы раннего возраста (2-3года), на своих музыкальных занятиях я обращаюсь к «поэзии пестования»: колыбельным, пестушкам,
потешкам и прибауткам. В это время оторванность от мамы и папы в связи с
поступлением в детский сад становится для ребенка настоящим стрессом, поэтому
эти маленькие песенки напоминают детям о теплоте маминых рук, о ее голосе:
Танечка, баю, бай, бай!
Не ложись на самый край-
Придет серенький волчок;
Схватит Таню за бочок.
А…. Баю-бай-бай!
Усни…
Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности.
Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и
побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать
сначала кукле Кате, а затем - всем окружающим.
По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом
слушают и воспринимают произведения
русских композиторов - классиков, в основу которых легли народные мелодии,
песни, воспевающие красоту родной природы и нелегкий труд простого народа, сказки, сказания и
былины. Это произведения П. И. Чайковского «Баба Яга», обработки русских
народных песен Римского-Корсакова, М. И.
Глинки, А. Лядова: «Во
поле береза», «Во саду ли, в огороде» и др.;
М.П. Мусоргского «Картинки с выставки», Н. А. Римского- Корсакова
«Сказка о Царе Салтане».
Приобщая детей к шедеврам мирового искусства, знакомя их с произведениями
великих композиторов П. Чайковским, («Времена года»), М.И Глинкой,
(«Жаворонок») Д. Кабалевским, («Клоуны») Римским-Корсаковым («Снегурочка») и
другими мы влияем на чувства, настроения ребенка, духовный, внутренний мир
ребенка через его эмоции и переживания.
Перед слушанием музыки я рассказываю о реальной действительности или
фантастических картинах, которые отражены в музыкальных образах.
На моих музыкальных занятиях звучит музыка вокальная и инструментальная, связывая
ее с выразительным, художественным словом, я помогаю детям осознать нравственную идею произведения.
Благодаря этому перед ребятами возникают воплощенные в мелодии и
непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества,
взаимопомощи, проявления чуткости по отношению к другому, осуждение зазнайства,
одобрение скромности. В вокальном произведении воспитательный акцент делаю на
раскрытие нравственного смысла текста, а в инструментальном - на проясняющем слове.
Ребенку легче ощутить доброе начало,
если оно дается в противопоставлении злу, легче воспринять радость, если она
оттенена грустью, почувствовать умиротворение после пережитого волнения и
тревоги. Применяемый мной метод контрастного сопоставления облегчает восприятие
произведений музыкального искусства.
Внимание детей направлено на поиск идентичного или противоположного
эмоционального состояния, помогает разобраться в положительных и отрицательных
эмоциях, что формирует музыкальное и интеллектуальное мышление.
Детский словесный запас обогащается новыми словами и выражениями,
характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Играя в игру «Кто
больше?», дети подбирают к веселой музыке слова: радостная, солнечная,
задорная, смешная; к грустной - печальная, задумчивая, нежная, плавная. Пополняется
словарь музыкальных терминов:
«темп», «длительность», «вступление»,
«запев», « припев», «динамика»,
«пауза», и т.д.
Для наиболее успешного
духовно-нравственного воспитания детей в процессе слушания музыки, я использую информационные
компьютерные технологии, обеспечивая наглядность материала. Дети с большим интересом
рассматривают произведения изобразительного искусства, соответствующего
содержания, видео фрагменты балетов,
опер, сказок.
Пение является одним из ведущих видов музыкальной деятельности.
Песенный жанр
способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению
в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и
современных песен с сопровождением и без сопровождения. Песня вводит их в духовную жизнь, придавая яркую,
эмоциональную окраску их мыслям. Она
учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине,
своей станице, детскому саду. В таких песнях как: «Улыбка», муз. В. Шаинского,
сл. М. Пляцковского; «Песенка про кузнечика», муз. В. Шаинского, сл. Н.Носова;
«Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского; «Листопад», муз. Т.
Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К.
Ибряева; «До свидания, детский сад», муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова; «Мамин
праздник», муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова и др., несут большое
воспитательное воздействие на душу ребенка. Мир поэтических образов, тексты разучиваемых нами песен, учат жить,
творить добро, воспитывают тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца.
Музыкально-ритмические движения, так же являются важной составляющей в
духовно-нравственном развитии личности ребенка. В этом плане народный танец
стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, духовную жизнь,
традиции, события, происходящие в жизни людей. В русских народных танцах
дети черпают русский нрав, обычаи, дух свободы и творчества.
Народные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском
обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, и в целом они
воспроизводят положительные, радостные эмоции. Во всех танцах есть что-то
общее, характерное для русского народного танца – это широта движения, удаль,
жизнерадостность, сочетание скромности и простоты с большим чувством
собственного достоинства.
Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и
нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону
искусства, но и приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – танец
раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к
прекрасному.
Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая
музыку, в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать
свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь музыки и движения как
бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Это
сочетание духовного и физического необходимо человеку.
Тщательно отбираю репертуар по музыкально-ритмической деятельности детей: «Ходьба
различного характера» муз. И.
Дунаевского «Песня о Родине», «Упражнение на перестроение», муз. О. Газманова
«Москва», «Идет солдат по городу», муз. В. Шаинского; игры: «Будь ловким!» муз. Н. Ладухина, «Наша
Армия» муз. М. Красева, «Ловкие джигиты» муз. Р. Шумана, «Плетень»,
«Гори ясно» р.н.м., обр. С. Бодренкова, «Ищи!» муз. Т. Ломовой и др.;
хороводы: «К нам гости пришли», муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен,
«Новогодний хоровод», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой, «Дружат дети всей
земли», муз. Д. Львова –Компанейца, сл. В. Виктороваи др.; парные и народные
пляски: «Детский краковяк» муз. Т. Ломовой, «Кадриль» р.н.м., обр.Е. Туманян,
«Сударушка» р.н.м., обр. Ю. Слонова,
«Бульба» б.н.м., обр. Т.Ломовой и др.
Важное место при разучивании музыкально-ритмических движений, я отвожу подговоркам. Подговорка – это малый
фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника
исполнения танцевального движения, его название:
Носок-пятка, перетоп,
Носок-пятка, перетоп.
Вот такие молодцы-
Мы танцоры-удальцы!
Припадаем, припадаем,
Русский танец начинаем,
Как лебедушки плывем,
Хоровод мы наш ведем!
Учитывая индивидуальные особенности детей,
текст подговорки мы произносим в разных темпах. С одними – более сдержанно, с другими - более
подвижно. Но в конечном итоге я стремлюсь к тому, чтобы все дети выполняли
танцевальные движения в одном темпе.
Основной и самый любимый вид деятельности дошкольников – это игра. Именно
она приносит малышам огромную радость. Музыкальные игры, являясь одним из видов
музыкальной деятельности, так же, формируют и развивают духовные качества
ребенка.
Использование народных игр в работе с детьми позволяет донести до
детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского
языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.
В играх отражается повседневная жизнь народа: как жили, как воспитывались,
чем занимались наши предки.
К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в
подражательные игры - «Петя-петушок», «Вышла курочка гулять; хороводные –
«Заинька», «Коза»; для детей старших и подготовительных групп, такие народные
игры, как: «Горелки», «Где ты был Иванушка?», «Земелюшка – чернозем», «Золотые
ворота» и другие.
Используя музыку нам хочется, чтобы малыши знали: Родина – это все, что их
окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа,
родная речь, песни и стихи обо всем этом, музыка к танцам с родными интонациями
- все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться. Ярко
выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором
он живет ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Дети всегда ждут
в саду новогодних, Рождественских праздников, праздника Масленицы, Пасхи. Воспитывая
у детей любовь к природе, птицам, ко всему живому, провожу такие праздники, как: «День птиц»,
«День цветов», «День земли», «Край родной навек любимый, где найдёшь ещё
такой!», «Осенины», «Праздник Весны» и другие.
Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них
чувства патриотизма. Особое значение в рамках нравственно-патриотического
воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми.
Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них
“Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова.
Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть
сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему
Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского
солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах.
В своей работе с детьми я стремлюсь добиваться того, чтобы дети были не
только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен,
плясок, хороводов, музыкальных игр.
Создание условий в ДОУ для духовно-нравственного развития позволяет увидеть
нам выпускника детского сада самостоятельным, активным, проявляющим инициативу
в музыкальной деятельности, имеющего яркую индивидуальность; эмоционально
отзывчивым на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведения
искусства.

Комментариев нет:
Отправить комментарий