пятница, 23 сентября 2022 г.

Конспект ООД "Край родной. Моё Отечество" ОО "Музыка"


Возрастная группа
: подготовительная к школе группа.

Образовательная область: «Музыка».

Вид ООД: фронтальное.

Тема: «Край родной.  Моё Отечество».

Цель: формирование  духовно-нравственного воспитание детей на основе музыкальных произведений;  приобщение детей к народным традициям, русскому фольклору; создание условий для развития музыкальных и творческих способности детей в различных видах музыкальной деятельности.  

Программные задачи:

Образовательные:

- Продолжать способствовать формированию навыков культуры слушания музыки (не отвлекаться, дослушивать произведение).

- Учить определять жанр, характер музыки, средства музыкальной

выразительности.

- Закрепить у детей знания о видах музыкальных инструментов (струнные, клавишные, ударные, духовые), о народных музыкальных инструментах (аккордеон, свистулька, деревянные ложки, трещотки, бубны).

- Познакомить детей с разучиванием песни используя мнемотехнику.
- 
Совершенствовать вокальные навыки и звуковысотный слух в процессе певческой деятельности.

- Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах.

- Закрепить умение у детей танцевать в парах, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу  музыкального произведения.

Развивающие:

- Совершенствовать четкость, ритмичность, выразительность движений в марше.

- Обогащать музыкальные впечатления детей.

- Развивать умение высказывать свои впечатления о прослушанном произведении.

- Развивать артистические способности, умения выступать в оркестре, вступать и заканчивать игру вместе. Играть свои партии, сохраняя общий темп, динамику, настроение.

- Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения, в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни.

- Развивать чувство ритма, звуковысотный и ладотональный слух.

- Развивать мышление, память, воображения при помощи наглядного моделирования.

- Совершенствовать речедвигательные навыки.

- Развивать творческую активность детей, коммуникативные навыки.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и гордость к родному краю, к своей стране.

- Воспитывать любовь к классической музыке.

- Воспитывать у детей интерес к музыке, желание слушать музыку, петь и выполнять танцевальные движения, интерес к импровизации мелодий на музыкальных инструментах.

- Воспитывать культуру общения, чувство сопереживания.

Технические средства обучения:

- ноутбук;

- музыкальный центр;

- мультимедийный комплекс (стационарный экран +  проектор);

Демонстрационный материал:

- картины для выставки, размер А4 (приложение №1);

- картины для мнемодорожки, размер А4 (приложение №2);

- плакаты с изображением музыкальных инструментов, размер 35см. -  60см.;

- портрет композитора Д. Д. Шостоковича, размер 40см. – 50см.

Раздаточный материал:

- детские музыкальные инструменты: свистулька -1шт.; ложки деревянные – 14шт.; бубны 5шт.; ксилофон – 2шт.; румба – 2шт.; трещотки – 2шт.;

- ленты (размер – 70см.): оранжевые – 18шт., синие -18шт.;  белые -18шт.

- «блины» на резинке для рук – по 2 на каждого ребёнка (36 штук).

Аудиозаписи:

- И. О. Дунаевский «Песня о Родине»;

- Д. Д. Шостакович «Ленинградская» симфония №7;

- запись русской народной песни «Ой блины мои блины, блины масленные»;

- запись минусовки русской солдатской песни «Если хочешь быть военным»;

- запись казачьей народной песни «Ой, Варенька, Варенька»;

- запись русской народной мелодии «Золотые ворота»;

- запись минусовки песни Г. Струве «Если хочешь сидя петь…»;

- песня  А. Г. Новикова, Я. З. Шведова «Смуглянка».

Фонохрестоматия:

- «Маслёнка» под русскую народную мелодию «Ах, ты береза» («Музыка и движение» С. И. Бекина, М.: Просвещение,1981);

-  русская народная попевка «Лиса по лесу ходила» («Музыка в детском саду» подготовительная к школе группа, Н. Ветлугина, М.: Просвещение, 1985);

-  попевка «Здравствуйте» Е. Кошкаровой

Методы:    объяснительно-иллюстративный, игровой, творческий, метод практической деятельности, погружение в музыку, вопросы к детям.

Приемы: оргмомент, музыкальное приветствие, беседа, показ, слушание, музыкально – дидактическая игра «Найди лишний музыкальный инструмент», музыкально – ритмические движения, игра на народных музыкальных инструментах, пение, распевка, рефлексия, самоанализ.

Предшествующая работа: подобрала аудиозаписи; распечатала картины для выставки и мнемодорожки; выбрала произведения в хрестоматии; изготовила «блины» на резинках к упражнению; подготовила презентацию по теме «Ленинградская симфония».

Предварительная работа: слушали первую часть 7 симфонии Д. Д. Шостаковича; разучили солдатскую песню «Если хочешь быть военным»; разучили танец под песню А. Новикова «Смуглянка»; играли на детских музыкальных инструментах; беседовали на темы: «Масленица – народный праздник», «Блокадный Ленинград».

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный момент (2 минуты): дети под «Песню о Родине»  И. О. Дунаевский входят в зал и выстраиваются у центральной стены.

Музыкальное приветствие «Ну, здравствуйте, ребята!» исполняется под аккомпанемент.

Музыкальный руководитель:  Дети, я рада видеть вас в музыкальном зале. А вы знаете, что обозначает слово «здравствуйте»? (Дети отвечают). Правильно, значит, мы желаем здоровья! Произошло слово «здравствуйте» от старинного слова «здравствовать» и обозначает пожелание добра, крепкого здоровья и благополучия. А с каким чувством произносят это приветствие?

Дети: С чувством радости.

Музыкальный руководитель: Да мы радуемся новой встрече друг с другом. Поприветствуем ещё раз весело и радостно друг друга и наших гостей.

Дети поют попевку «Здравствуйте! Доброе утро!».

Музыкальный руководитель: Как здорово мы с вами поздоровались! Ребята, сегодня я приготовила для вас выставку картин и несколько предметов? Посмотрите и скажите, можно по этим картинкам и предметам определить, чем мы с вами будем сегодня заниматься. (Ответы детей - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах). 

Музыкальный руководитель: Совершенно верно. Я предлагаю вам оживить предметы, которые я приготовила, с помощью музыки, танца и песни. 

2. Вводная часть ООД (4 минут).

Музыкальный руководитель: Скажите символы, какого праздника изображены на этих картинках  (блины, медведь, круг-колесо, чучело из соломы). Верно, этот праздник называется - Масленица! Праздник Масленица появился очень давно, а отмечают его целую неделю. И  сегодня – четвертый день Масленичной недели! Широкий четверг! С праздником вас, ребята, с Масленицей!

Масленица – это долгожданное прощание с Зимой и весёлая встреча Весны.

Главным украшением этого праздника считается блин. А знаете, почему? Потому, что блины очень похожи на солнышко! А хотите потанцевать с блинами? (Да!) Выходите в круг. (Детям одевают «блины» на резинках на каждую руку).

Ритмико-музыкальное упражнение с блинами.

Музыкальный руководитель:   Какие вы молодцы!

3. Основная часть ООД.

а) Игра на детских музыкальных инструментах (4 минут).

Музыкальный руководитель:   Россия – огромная и необъятная  страна. Наш народ славился своей музыкальностью. Мы с вами тоже возьмем инструменты и сыграем веселую народную мелодию. Какие русские народные инструменты вы видите? (Деревянные ложки, трещотки, бубны, свистулька, ксилофоны).  Берем себе инструмент, удобно становимся, внимательно слушаем музыку и ритмично исполняем сами мелодию.

Дети выбирают русский народный инструмент и играют под казачью народную песню «Ой, Варенька, Варенька».

Музыкальный руководитель: 

Молодцы, мои ребятки, справились отлично,

Ведь для вас играть в оркестре - это так привычно!

Кладите инструменты и присаживайтесь на стульчики!

б) Пение и подпевание (6 минут).

Музыкальный руководитель:  Замечательно! Прямо праздничное настроение появилось, как на Масленицу. Пора и песни праздничные спеть!

Чтобы научиться красиво петь, подготовим наш голосок, и сделаем горлышку массаж.

Самомассаж «Голосок проснись»

Снизу вверх, сверху вниз… 

Голосочек наш, проснись! (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее)

Сверху вниз, снизу вверх… 

В пении нас ждет успех! (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее)

Музыкальный руководитель: Наш голосок готов для пения, а какую песню мы будем петь, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Провожаем зиму мы,
И печем, едим блины,
Весну дружно мы встречаем,
Что мы отмечаем? (Масленицу)

Музыкальный руководитель исполняет песню «Масленка»

Музыкальный руководитель: Ребята, так о чём эта песня? (Ответы детей)

Правильно, это песня о масленице, о встрече зимы с весной.

А есть слова в песне, которые повторяются несколько раз? (ой, ладушки ладу)

Как вы думаете, по характеру эта песня какая? (весёлая)

Правильно, и петь её нужно как? ………..(легко и звонко)

Экспресс-разучивание песни «Масленка» с использованием мнемотехники.

Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам сегодня разучить эту песню, а поможет нам вот эта дорожка из картинок (педагог показывает на мнемодорожку). Но перед  пением нам нужно распеться.

Музыкальный руководитель напоминает детям о певческой позе, об осанке.

 

 

Дети исполняют попевки:

1.Если хочешь сидя петь –
Не садись ты как медведь.
Спинку выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей!
2.Если хочешь стоя петь –
Головою не вертеть.
Встань красиво – подтянись,
И спокойно – улыбнись!
Затем разучивают песню «Масленка» сидя на стульях, а заключительное исполнение поют стоя.

- Педагог работает с мнемодорожкой, совместно с детьми определяет текстовое значение каждой картинки.

- Педагог вместе с детьми поет песню по картинкам – а capella, добавляя движения.

- Педагог и дети исполняют песню под фонограмму с движениями.

Музыкальный руководитель:

Песню спели вы прекрасно!

Постарались не напрасно!

А сейчас послушайте и постарайтесь узнать, что это за песня.

Звучит минус солдатской песни «Если хочешь быть военным».

Ответ детей.

Музыкальный руководитель: Верно! Недавно мы с вами отмечали День Защитника Отечества и исполняли эту песню. Какой образ передается в этой песни?

Дети: Образ смелого, отважного казака.

Музыкальный руководитель: Казак тоже защитник своей Родины, а вы юные казачата. Скажите, как будем исполнять эту песню.

Дети: Весело, бодро, энергично.

Дети исполняют русскую солдатскую песню «Если хочешь быть военным».

в) Слушание музыки (5минут).

Музыкальный руководитель: Сейчас мы с вами прослушаем уже знакомое вам произведение. Дети, чтобы прослушать музыкальное произведение, мы должны с вами удобно сесть, не отвлекаться и слушать  внимательно. И так, слушаем и думаем о характере этой музыки.

Слушание (фонограмма Симфонии № 7 Д. Шостаковича «Вторжение»). (Музыкальный руководитель обращает внимание детей на экран проектора).

Показ слайдов «Блокадный Ленинград».

Музыкальный руководитель: Назовите название произведения. (Ответ детей).

Музыкальный руководитель: Дети, что вы почувствовали, слушая эту музыку? (тревогу, страх, жестокость, зло).

Музыкальный руководитель: Почему вы так думаете?
Дети: Музыка была зловещая, жестокая, разрушительная.

Музыкальный руководитель:  Какую картину вы представили, слушая эту музыку? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Как сначала звучит? (тихо) Потом? (громко)

Музыкальный руководитель: Ребята, в каком жанре написана первая часть? (ответы детей)

Музыкальный руководитель:  Да, вы правы, эта часть написана в жанре марша. Музыка отчётливо передаёт движение вражеской силы, вышагивающей по нашей земле. Мощь движения всё усиливается, подключается дополнительное звучание, передающее образ тяжёлых танков и самолётов, двигающихся на нашу страну.

Музыкальный руководитель: 7 симфония  настолько широко известна, что это музыкальное произведение узнают по началу главной темы, которую композитор назвал «Нашествие». А кто написал это произведение (Ответ детей.  Показ портрета композитора Д. Д. Шостаковича).

Музыкальный руководитель:  В исполнении какого оркестра прозвучало произведение? (Симфонического)

Музыкальный руководитель:  Симфонический оркестр самый большой из всех разновидностей оркестров. Какие группы музыкальных инструментов входят в состав симфонического оркестра? (струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные)

Музыкальный руководитель: А сейчас мы послушаем ещё одну часть 7 симфонии.

Слушание «7 Симфонии» Д. Шостакович, Финал.

Музыкальный руководитель:  Какие чувства, вызвала у вас эта музыка? (победу добра, радость, торжество)

Музыкальный руководитель:  Молодцы! Вы прониклись духом этой музыки. Наш народ победил, но какой ценой! Миллионы людей погибли в этой войне! Вечная память героям! Вечная им слава!

Музыкальный руководитель:  Дети вы запомнили автора  этого произведения? (ответ детей) Как называется это произведение? (ответ детей).

Музыкальный руководитель:   Умнички, молодцы!

4. Заключительная часть ООД.

а) Пляска (3 минуты).

Музыкальный руководитель: Когда Красная армия перешла в наступление на врага, она стала освобождать один за другим разрушенные города и сёла нашей великой Родины. В Москве в честь освобождения наших городов стал греметь праздничный артиллерийский салют. Люди смотрели на разноцветный салют и радовались, как дети. Пели, танцевали, поздравляли друг друга. Давайте мы попробуем вместе с вами окунуться в атмосферу такого праздника, почувствуем праздничное настроение того времени.

Хотите потанцевать? (Да!)  Я предлагаю сейчас встать парами и

вспомним весёлую  пляску под песню А. Новикова «Смуглянка».

Звучит  песня « Смуглянка» А. Г. Новикова, Я. З. Шведова.

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось танцевать? (Да).

б) Игра (4 минуты)

Музыкальный руководитель:

Дети, дети все сюда,

Здесь весёлая игра

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся играть.

Правила игры очень просты. Выбирают двух игроков по считалочке:

Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела –

Мужу двое, себе трое

И детишкам по лаптишкам!

Кто лаптишки найдет,

Тот водить пойдет.

Дети поют музыкальную считалочку «Лиса по лесу ходила».

Двое выбранных игроков становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами».

Игра «Золотые ворота».

Дети поют, водят хоровод, проходя в воротики.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

Игра продолжается до тех пор, пока не останется двое не пойманных играющих, они и станут следующими «воротами».

Музыкальный руководитель: Какие вы сегодня сильные, ловкие, быстрые. Молодцы, правила игры не нарушали, друг друга не толкали.

5. Рефлексия (2минуты).

Музыкальный руководитель: Дети, вам понравилось   наша встреча сегодня? Что запомнилось больше всего? Что вызвало затруднение? Предлагаю оформить колесо настроений.

Дети выбирают одну из трех лент, характеризующих их настроение:
оранжевая – весело, интересно, занимательно;

синяя – грусть, усталость;

белая – безразличие, скука.

И украшают бантиками колесо-круг.

Музыкальный руководитель: Посмотрите на ленты. Каких лент больше, такое и общее настроение у нас было во время ООД.

 

Музыкальный руководитель: Мне тоже очень понравилось наша сегодняшняя встреча. Вы  - большие молодцы, пели, играли  на музыкальных инструментах и танцевали сегодня, были активными, отвечали на мои вопросы! Вы  немало знаете о симфоническом оркестре и инструментах. И я верю - вы будете любить музыку, и дружить с музыкальными инструментами. Как я говорила, нам удалось оживить все предметы: блины танцевали, инструменты играли,  все, что увидели на картинках –  мы сделали и побеседовали обо всем. До свидания! До новых встреч!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий